|
Совсем не про Аринина, а как раз наоборот.
Здесь лежат комментарии к политическим событиям, происходившим в Уфе и вокруг нее в 2000 году. Долго я не вспоминал про эту страницу, но последние действия федеральных властей внушают надежду на улучшение политической ситуации в Уфе. Вот с одного из этих приятных событий и начнем.
Эти летом случилось знаменательное событие - Конституционный суд России официально заявил то, что давно многим бросалось в глаза. В постановлении #10-П от 7 июня 2000 года и определении #92-О от 27 июня 2000 года он подтвердил неконституционность положений о суверенитете субъектов федерации, в том числе и Башкирии, и признал эти положения недействительными. Мне было вдвойне приятно узнать решение КС, так как год назад я именно об этом и писал. Теперь посмотрим, как эти решения будут выполняться. Пока что башкирские власти (как и татарские) демонстративно игнорируют их, устраивая пышные праздники в честь юбилея своего "суверенитета". (А "юбиляр" то уже скончался, даже не дожив до юбилея!)
А вот, собственно, и мои любимые места из этих документов:
"Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации."
А дальше КС упоминает и другую "священную корову" башкирских властей - договор о разгарничении полномочий, день подписания которого они тоже пытаются представить всенародным праздником. (Эту корову, само собой, тоже отправляют на фарш.;-)
"Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который, реализуя принцип равноправия и самоопределения народов, конституировал возрожденную суверенную государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве"
Ну а это вообще пример юридического коварства:
"Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия "республика (государство)" не означает - в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года - признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера."
Основной смысл решения КС заключен здесь:
"Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго "Заключительные и переходные положения". Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъектов Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Следовательно, содержащееся в статье 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, предполагает, что все указанные договоры должны соответствовать Конституции Российской Федерации, и потому любое допускавшееся ими ограничение либо разделение суверенитета Российской Федерации исключается."
Ну а если говорить кратко, то: "...любое соглашение Российской Федерации и ее субъекта, а также федеральный конституционный закон по своей юридической силе не могут быть выше Конституции Российской Федерации, что вытекает из ее статей 4 и 15, а также пункта 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения"."
13/09/2000
Башкирское ТВ все уши прожужжало рассказами об огромных достижениях суверенной Башкирии, о ее передовых позициях среди российских регионов. Все газеты забиты цифрами, повествующими о сдаче зерна в закорма государства, строительстве жилья и прокладке дорог. Однако, далеко не все цифры попадают в башкирские СМИ. Вот некоторые из этих «неизвестных» цифр. Не все из них свежие, но все равно интересно посмотреть.
Показатель | Место | Год |
Валовой региональный продукт | 9 | 1999 |
Валовой региональный продукт на душу населения | 20 | 1999 |
Выбросы вредных веществ в атмосферу | 8 | 1998 |
Среднемесячная денежная заработная плата работников, занятых в экономике | 36 | 1999 |
Соотношение зарплаты с прожиточным минимумом | 15 | 1999 |
Потребление продуктов питания в расчете на душу населения: | 1998 | |
мяса | 4 | |
молока | 5 | |
картофеля | 25 | |
овощей и бахчевых | 65 | |
рыбы | 71 | |
Обеспеченность жильем | 61 | 1998 |
Количество личных автомашин на 1000 человек | 23 | 1998 |
Обеспеченность больничными койками | 23 | 1998 |
Обеспеченность врачами | 49 | 1998 |
Нация | В палате представителей | В законодательной палате |
Башкиры | 41,1% | 55,8% |
Русские | 23,3% | 20,5% |
Татары | 29,5% | 14,7% |
Другие | 6,1% | 8,8% |
Нация | Доля в населении | Секретари комитетов КПСС | Председатели советов | Председатели исполкомов |
Башкиры | 21,9% | 44,8% | 44,7% | 32,9% |
Русские | 39,3% | 31,3% | 32,9% | 21,1% |
Татары | 28,4% | 19,4% | 15,8% | 38,2% |
другие | 10,6% | 4,5% | 6,8% | 7,8% |
Подготовлено по материалам Госкомстата Башкирии и
общества Мемориал.
11/10/2000
А вот и более свежие цифры, характеризующие жизнь в Башкирии по сравнению с соседними приволжскими регионами.
Показатель | Место Башкирии | Первое место |
Задолженность по зарплате | 15 (1320 млн.р.) | Коми-Пермяцкий авт.окр.(28 млн.р.) |
Доходы (на человека) | 4 (1677 р.) | Самарская область (2533 р.) |
Средняя начисленная зарплата | 4 (2001 р.) | Пермская область (2416р.) |
Средняя начисленная пенсия | 6 (595 р.) | Кировская область (620 р.) |
Платные услуги (на человека) | 3 (1303 р.) | Самарская область (1667 р.) |
Зарегистрированные преступления (на 100тыс.чел.) | 2 (583) | Пензенская область (528) |
Промышленное производство (на человека) | 4 (16тыс.р.) | Татария (24тыс.р.) |
Розничная торговля (на человека) | 4 (4874 р.) | Самарская область (10831 р.) |
Строительство жилья | 1 (316тыс.кв.м) | |
Прибыль предприятий | 2 (21553 млн.р.) | Татария (24301 млн.р.) |
Индекс цен (июнь 2000 к декабрю 1999) | 8 (111%) | Саратовская область (108%) |
Зарегистрированные безработные | 14 (25 тыс.чел.) | Коми-Пермяцкий АО(1200 чел.) |
Отчисления в федеральный бюджет | 3 (4765 млн.р.) | Самарская область (8447 млн.р.) |
Сбор налогов | 2 (18165 млн.р.) | Татария (19474 млн.р.) |
Место в общем рейтинге | 11 | Самарская область |